Темы

суботу, 22 квітня 2006 р.

Чернобыльская катастрофа - воспоминания 20 лет спустя



27 апреля 1986 года я проснулась к часам девяти, дообеденное время завтракала, убирала в комнате и приводила себя в порядок. После обеда я была приглашена в Обухов – пригород Киева, где жила моя школьная подруга – у неё был день рождения. Ленка училась в универе на биолога и хотела в этот день познакомить меня со своими хамелитонами. Часам к одиннадцати я отправилась на Владимирский рынок и была удивлена пустоте царствующей на этом одном из центральных рынков. На дверях крытого павильйона висел большой замок, открытые торговые ряды были пусты за исключением одного мужичка продававшего лапти и женщины с ведром уже довольно широко распустившихся тюльпанов. Я с какой-то внутренней досадой спросила о цене: «Рубль и забирай все, у меня с утра никто ни одного цветочка ещё не купил». Странный какой-то день, подумала я, и отправилась с охапкой тюльпанов на автобусную остановку за рынком. Простояв с час, перекуривая, перелаживая всё с одной руки в другую, я начала наворачивать круги вокруг билетного ларька в поисках причины отсутствия автобусного движения. Про велогонку в Киеве я знала, но она не проходила в этом районе и поэтому меня всё смущало. Минуту позже я нашла в стекле надпись простым карандашом на коричневой картонке: «27-30 апреля автобусы ходить не будут» Без указания причин почему...Заглянув в кошелёк, в которм лежало 39 рублей – остаток от вчера полученной стипендии после покупки тюльпанов, и слегка прокалькулировав на что мне этого остатка хватит, я решила притормозить тачку и отправиться в Обухов на такси. В разговоре таксист жаловался на шлагбаумы и перекрытия по всему городу и намекнул мне в форме тайного слуха о том, что параллельно к велогонке где-то на какой-то электростанции недалеко произошла авария. Прибыв к Ленке, я обнаружила, что из многчисленно приглашённых гостей приехать смогла только я и ещё позвонил какой-то долгожданный Дима, объявив, что электрички не ходят, он не приедет. Растрепав все таксистские сплетни мы с ленкиными родителями вышли из-за праздничного стола на балкон и с тревогой смотрели в сторону Трипольской электростанции, ленкин отец куда-то звонил. Вечером, хорошо поддатая или только поддатость изображая, я припёрлась в общагу и всех развеселила новостью о взрыве. Моему окружению подобные слухи показались на столько не вероятными, что всем стало только смешно от моих дневных приключений. Пары на следующий день я проспала, вернее, так было запланированно, т.к. дело шло к сесии и уже что-то спасать своим появлением в «школе» было бесполезно. Поэтому я и находилась в 12 часов дня в своей комнате, когда по радио передали об аварии на Чернобыльской электростаниции.


Сегодня 20 лет спустя читаю статью Горбачёва в немецкой газете «Die Welt»:“Wir hatten nichts zu verbergen, wir verfügten über keine Informationen“ (Мы ничего не скрывали, мы просто не владели никокакой информацией). Как я ему верю!


События последующих дней развивались ежеминутно, передавали об эвакуации жителей Припяти, самую противоречивую информацию об опастности радиации. Помню очередь в аптеке за йодом, т.к. появились рекомендации употреблять йод, добавляя его по несколько капель в чай, я уже не помню даже причины объясняющие необходимость этого употребления. О лечебных свойствах водки тоже говорилось не мало. Главный тезис – водка выводит радиацию из организма. Самые дикие слухи о массовых абортах, о переполненности киевского центрального железнодорожного вокзала, о ценах на билеты в Москву (почему именно туда? - неужели именно только там можно было найти спасение?) я уже не стала проверять – мне было в этом хаосе всё параллельно. Помню, что мы сидели целыми днями на подоконниках при открытых окнах с цыгаркою в губах и с визгом спрыгивали, когда к общаге подъезжала очередная моющая машина и обдавала нас большим напором воды. Мы брали в руки сбитых майских жуков и выбрасывали их вновь со словами «радиоактивный лётчик». Здания и деревья «мылись» по 3-4 раза ежедневно.

9 мая мне припекло повидать мою бабушку и я отправилась в Чернигов. Там моя тётя сидела на чемоданах, то объявлялаь эвакуация, то отменялась, так никуда их и не эвакуировали, живут там и по сей день. На следующий день в поезде по направлению к Гомелю я познакомилась с молодой парой. Эта семья была всего каких-то 2 недели назад эвакуированна из Притяти. Молодой инженер очень убедительным тоном утверждал, что через месяц они смогут вернуться назад, когда всё почистят и помоют...


На днях я смортела по ARTE несколько передач о возвращенцах в 30 киллометровую зону. Люди любят свою землю, страдают от экономических неувязиц в стране, возвращаются... Я всё же желаю той молодой семье идти дальше, ехать в том поезде вперёд, а не назад, не возвращаться.
К концу мая, поздавав первые зачёты и получив выход на экзамены, мы решили расслабиться на природе и отправились семиголовой компанией с палатками на природу в сторону Броваров. Что-то мне не здоровилось и посорившись из-за какой-то тушёнки с нашим бабьём мы со Светкой Блучкой решили вернуться в Киев и на следующий день поехали в Обухов купаться на какое-то озеро. У Светки в Обухове была квартира, часть которой сдавалась квартирантам, в другой комнате можно было если что переночевать. Нажарившись на солнце и выпив не одну пляшку крепких радиациювыводящих напитков, меня всю ночь трясло, я впадала в бред. Дня 2 спустя врачи поставили мне диагноз – энцефалополиневрит, т.е. воспалениее жидкости окружающей кору головного мозга. Я не чувствовала стоп обоих ног и у меня не было никаких ощущений в кистях рук. Общее мнение моего тогдашнего медицинского и не медицинского окружения: «Во всём виновата радиация». Вот это и был первый момент в моей жизни, когда узнаёшь сколько вокруг у тебя друзей – единственная Светка забила на учёбу и экзамены и тащила меня на руках в студенческую поликлиннику и позже уже в больнице сидела рядом, мыла меня и выносила утку. Мобилок тогда ещё не сущестовало, поэтому мои родители приехали в Киев лишь через дня три, когда уже после литро-киллограмов антибиотиков всё самое опасное было позади и я начала чувствовать и ноги и руки. Дня через 4 пришли меня проведать мои киевские родственники, узнавшие от родителей о болезни, с жаренной картошкой в банке, с котлетами, фруктами и соками. И професора отыскали для постановки «правильносформулированного» диагноза. Появился так же в больнице и мой одногруппник Димка, приволок огромный букет роз и киллограмма 3 черешень. Моя мама порекомендовала отдать цветы професору в связи с днём медика, та врач, которая во всей этой ситуации сиграла решаюшую роль так и осталась без цветов, она не была професcором. Мне хотя бы сейчас хочется сказать ей простое человеческое спасибо. она действительно медик, с БОЛЬШОЙ БУКВЫ! Даже имени не знаю.

В Киеве в эти дни всех детей отправили на оздоровление куда-то на юг, подальше от Киева и Чернобыля. Город, застывший от дрожащей в воздухе жары, напоминал всеобщую минуту молчания, затянувшуюся на месяц. В палате со мной лежала одна очень пожилая 82-летная еврейка. Она была приятным, очень мудрым человеком. О том, что она еврейка говорили другие пациенты больницы, т.к. её дети приносили ей какие-то перемолотые и не по украински приправленные блюда, которые она делила на сотни частей и угощала всех пациентов в своём радиусе. Днём она мне много рассказывала и читала вслух, сопровождала меня на сеансы иглоукалывания и физиотерапии, а вечерами прижимала фотографии отправленных на юг внуков и плакала о том, что она их никогда больше наверное не увидит. Я не знаю откуда у людей возникает антисемизм, меня в жизни сопровождали многие евреи, это всегда были очень положительные, культурные, добрые люди.

Сегодня читаю дальше в вышеупомянутой газете: «Die Reaktor-Katastrofe war für den Zerfall der Sowjetunion entscheidender als die Perestroika» (Катастрофа реактора сиграла в распаде Советского Союза ещё более решающую роль, чем перестройка), значит более решающую роль во всей нашей прошлой, настоящей и будущей жизни, чем что-либо.


Комментарии

 





  Пользователь удален
21-04-2006 16:24 (ссылка)
Скрыть комментарий  Запретить комментарии  Удалить комментарий  Это спам  
Re: Чернобыльская катастрофа - воспоминания 20 лет спустя
Tak ja ne ponjala, eto u tebja iz-za radiacii vse-taki sluchilos'? A kak ty sebja sejchas chustvuech'?
Spasibo za rasskaz!

N. K.
21-04-2006 18:18 (ссылка)
Скрыть комментарий  Запретить комментарии  Удалить комментарий  Это спам  
Re[2]: Чернобыльская катастрофа - воспоминания 20 лет спустя
Да, нет )) не из-за радиации, подобные болезни типа менингита и энцефалита переносятся какими-то лесными клещами - нефиг было по озёрам да лесам лазить. После того лечения у меня к счастью не осталось никаких осложнений.
Гюльнара Меню пользователя     
21-04-2006 16:51 (ссылка)
Скрыть комментарий  Запретить комментарии  Удалить комментарий  Это спам  
Re: Чернобыльская катастрофа - воспоминания 20 лет спустя
Наташа, представляете, у меня соседка была, и она рассказывала, что в это время ее сын служил в армии, и их отправили на ликвидацию Чернобыльской аварии. И они там работали как есть - без масок, без защитных костюмов. Когда она об этом узнала, у нее случился инфаркт. А сын вернулся, и по всему телу у него были какие-то пятна. Врачи руками разводили, ничто не помогало. Брат подсказал ей (у него до сих пор большая пасека), что нужно пчелиное маточное молочко принимать. И только этим его вылечили.
А насчет замечания об евреях и анитисемитизме - отдельное спасибо. От меня и от моей матушки Инессы Александровны!

N. K.
21-04-2006 18:23 (ссылка)
Скрыть комментарий  Запретить комментарии  Удалить комментарий  Это спам  
Re[2]: Чернобыльская катастрофа - воспоминания 20 лет спустя
У нас так много сейчас показывают на эту тему об аварии, о последствиях, об обществах поддерживающих заболевших детей.. вот и навеялось...Хотя про мёд и пасеку и всякие природные чудеса я не верю, это случайность, видимо было на судьбе того парня написано дальше жить и это очень хорошо, и есть в этом какая-то надежда для всех, кого эта авария так или иначе коснулась.
N. K.
24-04-2006 12:58 (ссылка)
Скрыть комментарий  Запретить комментарии  Удалить комментарий  Это спам  
Re[2]: Чернобыльская катастрофа - воспоминания 20 лет спустя
В сегодняшней "Die Welt" есть статья Игоря Костина, первого фотографа катастрофы, который рассказывает об учавствии в ликвидации катастрофы около 500 000 солдат в первые же дни: " Они получили до 25 ренген, что превышает даже максимальную норму в военное время...им выдали по 100 рублей и грамоту..." ну и дальше в статье говориться, что есть много репортажей о катастрофе, но почти не известны судьбы этих ребят, они как-то не дают о себе знать..." Гулечка, может сын твоей бывшей соседки напишет что-то? У него уже должна со временем созреть оценка всего происшедшего. Это будет очень итересный рассказ.
Tamara Prokofjeva Меню пользователя     
21-04-2006 21:08 (ссылка)
Скрыть комментарий  Запретить комментарии  Удалить комментарий  Это спам  
Re: Чернобыльская катастрофа - воспоминания 20 лет спустя
спасибо за рассказ, Наташа. Эта катастрофа аукается людям в разных уголках бывшего Советского Союза и национальности не спрашивает, так же как и после бомбёжки в Югославии. В Эстонии за то, что потерял здоровье на Чернобыле, можешь обратиться за пенсией по статье как репрессированный. и не спрашивай почему, очередная загадка. А что касается информации, приведу пример из Гомеля лет на 15 раньше. Прибежала соседка и говорит, что в магазинах появился растворимый кофе и зелёный горошек. Мы помчались за таким чудом, но увы в магазинах уже всё убрали, потому как господин Машеров, уже по городу проехал. Так что господин Горбачёв и прочие были в курсе, я так думаю. И потом, насколько теперь помню, должна была сработать система гражданской обороны. Она и сработала, была истинно"Гражданской". А как открыта такая информация теперь в мире? извлекли ли мы урок?
N. K.
22-04-2006 12:28 (ссылка)
Скрыть комментарий  Запретить комментарии  Удалить комментарий  Это спам  
Re[2]: Чернобыльская катастрофа - воспоминания 20 лет спустя
Вчера по телевизору была очередная передача, в которой собрали информацию о последствиях катастрофы для жителей Евросоюза. Коротко можно было подвести такой итог:"забота лишь о том как бедному европейцу пропитаться". Дичь из баварского леса ещё очень сильно контаминирована, каждого третьего кабана сжигают и не пускают в продажу, лисички из Литвы, которые у нас продаются на каждом углу, имели 0 бэкарель. Самому наверное в техническом плане не грамотному человеку понятно, что на всём земном шаре существует естественная радиация и 0 бэкарель просто быть не может нигде. Также были небольшие отрывки из репортажей об измерениях у людей, вернувшихся в зону, они там регулярно видимо сдают продукты на проверку, если показания, например, на молоко превышают 100 бэкарель, то молоко уже нельзя употреблять. В Германии высшая планка для молока 300 бэкарель.. Цинизм продолжается... :-(
Tamara Prokofjeva Меню пользователя     
22-04-2006 13:47 (ссылка)
Скрыть комментарий  Запретить комментарии  Удалить комментарий  Это спам  
Re[3]: Чернобыльская катастрофа - воспоминания 20 лет спустя
Я о таких единицах измерения и не слышала. Вот старушки у нас экономные, пытались остатки магазинного молока сквасить и творожок сделать. не знаю. что туда добавляют по европейским нормам, но такая бяка выходит. По возможности покупают домашнее молоко, у кого знкомые в деревне есть. с этим молоком пока всё в порядке.
N. K.
22-04-2006 14:01 (ссылка)
Скрыть комментарий  Запретить комментарии  Удалить комментарий  Это спам  
Re[4]: Чернобыльская катастрофа - воспоминания 20 лет спустя
Это к радиации не имеет никакого отношения, это современные технологии сохранения и удлинения сроков употребления продуктов. Европейское молоко в порядке, просто его не разрешают больше совершенно свежим продавать из-за гигеинических норм. Его нагревают сразу же после поставки на молокозавод до 800°C мгновенным микроволновым нагреванием и сразу же охлаждают то температур приближённых к нулю. При этом погибают все бактерии в том числе и молочнокислые. Т.е. остатки молока из магазина можно "скислить" добавив эти бактерии извне, например, ложку кислого молока, ряженки или кефира (в данных примерах это разные микроорганизмы, какие конкретно нужны для творога и как они называются - я не знаю) ну и поставить всё в тёпленькое место при тем-ре примерно 20°
Tamara Prokofjeva Меню пользователя     
22-04-2006 14:16 (ссылка)
Скрыть комментарий  Запретить комментарии  Удалить комментарий  Это спам  
Re[5]: Чернобыльская катастрофа - воспоминания 20 лет спустя
Интересно, буду знать. значит и все полезные бактерии уничтожаются тоже? то-то я смотрю, что мой организм начисто отказывается пить магазинное молоко.
Noun Michael Меню пользователя     
22-04-2006 08:54 (ссылка)
Скрыть комментарий  Запретить комментарии  Удалить комментарий  Это спам  
Re: Чернобыльская катастрофа - воспоминания 20 лет спустя
В Ленте.ру появился фоторепортаж по теме. Небольшой, но... Мне хватило, короче. Вот, смотрите:
http://lenta.ru/photo/2006/04/17/pripyat/

N. K.
22-04-2006 12:34 (ссылка)
Скрыть комментарий  Запретить комментарии  Удалить комментарий  Это спам  
Re[2]: Чернобыльская катастрофа - воспоминания 20 лет спустя
да... меня тоже очень сильно эти фотки впечатляют и заставляют задуматься над смыслом во всём...

  Пользователь удален
24-04-2006 16:43 (ссылка)
Скрыть комментарий  Запретить комментарии  Удалить комментарий  Это спам  
Re: Чернобыльская катастрофа - воспоминания 20 лет спустя
С интересом прочитала. Молодец, что подняла эту тему. У меня тетя из Гомеля и когда эта авария произошла, реакция людей была очень разной. Уезжали семьями, кто то только детей отправил, а вот ее родители и сами не уехали и детей никуда не отпустили, вот так страх повлиял на реакцию.
Но вот водоффкой поили и взрослых и детей, по три раза в день по столовой ложке!)
А я вот иногда прихожу к выводу, что мы ничему не учимся...
Вот нашли в феврале на московском рынке мясо зараженное сибирской язвой!!!!
Немножко в новостях поговорили и спустили все на тормозах...
А ведь это мясо уже прошло проверку!!!! И если бы не один врач, решивший перестраховаться и перепроверить, оно было бы на прилавках!
Случись такое на западе, мин. подал бы в отставку, эт в лучшем случае...а у нас все шито крыто!!!

N. K.
24-04-2006 19:41 (ссылка)
Скрыть комментарий  Запретить комментарии  Удалить комментарий  Это спам  
Re[2]: Чернобыльская катастрофа - воспоминания 20 лет спустя
Я ж вроде на Западе, но здесь тоже бывают приключения то с мясом, то с птицей, то вон где-то недавно яйца никотином заразили... Слава Богу, что это всё пока в реальной жизни негативно не ощущается, а только из новостей на мозги давит.

sm
25-04-2006 22:43 (ссылка)
Скрыть комментарий  Запретить комментарии  Удалить комментарий  Это спам  
Re: Чернобыльская катастрофа - воспоминания 20 лет спустя
Я учился в то время в 18 школе в Чернигове. Потом учитель физики рассказывала, что предложили директору не выпускать детей на переменах на улицу (в кабинете физики были дозиметры, ДП-5 кажется, ну не помню, они трещали на радиацию. Когда открывали окна в классе, треск намного усиливался). Директор сказала не поднимать панику. Сейчас она в другой школе директор, известный, уважаемый человек...
N. K.
26-04-2006 12:52 (ссылка)
Скрыть комментарий  Запретить комментарии  Удалить комментарий  Это спам  
Re[2]: Чернобыльская катастрофа - воспоминания 20 лет спустя
Многие ли школьники (да и взрослые) знали и знают о приницах работы таких приборов как дозиметры? О единицах измерения радиации? У меня лично высшее техническое образование, ядерная физика, лазеры и химические технологии входили в курс обучения, мною проходились неоднократно курсы по гражданской обороне, но в лучшем случае я знаю как устроен манометр и термометр...Читая других проффессионалов и непроффи, вижу, что все одинаково тупы по этому вопросу. А в школе вам могли в то время и трещёток наставить на крышу - открываете окно - слышно сильнее.. Всё это грустно.
Umora Umora Меню пользователя     
05-05-2006 22:04 (ссылка)
Скрыть комментарий  Запретить комментарии  Удалить комментарий  Это спам  
Re: Чернобыльская катастрофа - воспоминания 20 лет спустя
А нас в школе послали на первое мая нарезать палочек из орешины для флажков, и мы купались в речке, правда холодно было жуть... А на обратном пути нам рассказали, что купаться не желательно поскольку бахнул чернобыль и пламя там 300 метров и проч. ужасы. Какое это точно было число - не помню.
И отец рассказывал, он ликвидатор типа, что один парень, перед тем как ехать домой, решил себе дрель почти новую взять в сарае (добра там много осталось от эвакуированных). Положил себе под подушку, а утром - толи не проснулся, толи проснулся, но встать уже не смог... домой отправился вперёд ногами...

N. K.
06-05-2006 15:13 (ссылка)
Скрыть комментарий  Запретить комментарии  Удалить комментарий  Это спам  
Re[2]: Чернобыльская катастрофа - воспоминания 20 лет спустя
Видишь - у каждого свои воспоминания - мы все свидетели какого-то определённого времени, кто школьником, кто студентом, кто ликвидатором...

Немає коментарів: